АвторСообщение
администратор




Сообщение: 843
Зарегистрирован: 28.08.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.13 10:07. Заголовок: Основы воспитания щенка


Стали появляться вопросы по воспитанию и дрессировке щенка....
Статья А Евменовой о щенке риджбека...но ОСНОВЫ воспитания щенка применимы к любой породе...

 цитата:
Основы воспитания щенка.
Вот и мы принесли в дом свой рыжий комок счастья с мягкими трогательными ушками, с круглыми темными глазками, с толстыми лапками и неуклюжей попкой. Опускаем все подробности поиска и приобретения, долгие разговоры, сомнения или молниеносный выбор. Здесь каждый идет своим путем, а в итоге любуемся результатом своего выбора, который отлично смотрится на фоне диванных подушек. И что же дальше? Как правильно жить дальше так, чтобы рыжее чудо не превратилось в чудо-юдо и не потребовало бы в один момент срочного вмешательства волшебной палочки.

Правило № 1. Принести щенка в дом с пониманием того, что ситуация в доме теперь изменилась. И у вас начинается новая жизнь.

Если такие мысли уже присутствуют, поздравляю, все идет правильно. Помним об этом и следуем Правилу № 2.

Правило № 2. Основательно изучить данные заводчиком рекомендации по выращиванию и воспитанию щенка. Позвонить дрессировщику, контакты которого вам должен был дать заводчик и записаться на ближайшие занятия. А пока, до встречи с дрессировщиком, изучать мат.часть. А что это такое? А это, например, можно почитать книгу Дж. Фишера «О чем думает ваша собака».
Очень полезно и читается легко, интересная книга для тех, кто хочет понимать свою собаку. Хорошая книга Карен Прайор "Не рычите на собаку". Это о дрессировке. Так же, полезно было бы прочитать книгу Стивена Г. Карлсона «Родезийский Риджбек» и книгу немецкой заводчицы родезийских риджбеков Петры Штраке "Родезийский риджбек".

Но вообще говоря, изучить мат.часть следовало бы до того, как щенок появился в доме. И следуя логике, в голове уже улеглись кое-какие знания о том, почему он делает так, и что мне с этим теперь делать. Но иногда знания полезно освежить. Попробуем этим сейчас заняться.

Приучение щенка к месту.

Расскажу немного о том, что представляет собой щенок риджбека в нежном возрасте. Совсем в нежном, еще до прогулок, это сплошное, писающее где попало очарование.

Почти ангел. Нежный. Иногда бывает испуганный, иногда сразу наглый, иногда немного стесняется. Всех любит, но пробует на зубок. Вашему ангелу 2-3 месяца и вы только что принесли его домой. Пишу очень строго! Будьте внимательны.

Если вы не планируете делить свой диван и кровать, или что-то одно из этого списка, в будущем, с огромным кобелем, пукающем во сне, храпящем, дергающем лапами и пускающем слюни. С этакой хоть и любимой, но жирной тушкой, занимающей более 2/3 спального места, которая в старости может запахнуть псиной, с которой периодически сыпется шерсть на ваши простыни, а может и с перхотью, да, да, перхоть! Или, допустим, у вас в перспективе не старый линяющий кобель, а взрослая течная сука, которая после течки вполне может захотеть родить десяток щеночков в вашей постели, после чего придется избавиться от дорогого матраса, а то и от всего дивана. Так вот, если все это вам не надо, то не кладите этот милый бархатный комочек, чистый, пахнущей молоком и вашим одеколоном, НИКОГДА на диван! Никогда и не прямо сейчас. «Вот пока я разденусь, пусть отдохнет с дороги.» Или: «ой он устал, и что-то плохо себя чувствует, пусть пока полежит здесь.» НИКОГДА! И это должно стать следующим правилом вашей новой жизни.

Ну а если вы допускаете такое соседство и оно вам даже приятно, то пожалуйста, велкам, он будет доволен и вам будет уютно бок о бок проводить вечера на диване перед телевизором.

Знаю, что многие могут возмутиться этим вредным советом, т.к. в сотне другой книжек о воспитании собак четко указано, что собака не должна делить свое место с вожаком. Это так, конечно. Но мы говорим о риджбеке и о том, что вы готовы начать новую жизнь, и если надо, стать новым человеком, твердым, сильным и авторитетным. И если у вас это получится или дано от природы, то нет ничего страшного в том, что вы позволите своей лапочке полежать на вашем диване при обоюдном желании сторон. Это мое личное мнение, основанное на своем опыте проживания с риджбеками, и на моих наблюдениях за другими ориджбеченными семьями. Так вот, получается, что если человек сможет стать авторитетом для своего четвероного друга, то и диван ему в этом не помеха. Про то, как стать авторитетом без помощи дивана, я расскажу ниже. А теперь посмотрим, что же делать с нашим щенком.

Если диван нам не помощник, то показываем щенку его место. Это должна быть приготовленная заранее уютная лежаночка, соответствующая размеру предполагаемого жильца. Можно, конечно, купить и на вырост, но скорее всего сей дивайс не доживет до совершеннолетия вашего чуда.

Купите ему что-то среднее по размеру, так, чтобы хватило на несколько месяцев и чтобы не жалко было потом поменять, при необходимости. Хороший выбор недорогих лежанок в магазинах Марквет и Бетховен, это крупные сетевые маркеты, которые есть почти в каждом районе. Но можно заказать и по интернету.

А вот свернутое в трое старенькое байковое одеялко вам не подойдет, т.к. щенок его сразу перекопает и лежать на куче ему будет не удобно. Поэтому он придет к вам на диван.

Ну а если с лежанкой все удачно сложилось, она уже ждет свое жильца, новая, красивая и уютная, добавьте ей еще шарма и положите туда что-то вкусненькое. Это, например, может быть какая-то погрызушка, фирмы «тит бит», которую собаки просто обожают.

Отнесите щенка на его место, положите ему вкусняшку, погладьте и посидите рядом, попривыкайте вместе с ним.

Лежанку надо класть в такое место, где щенок будет видеть вас и большую площадь помещения, т.е. контролировать входы-выходы, но в тоже время надо, чтобы это место было не на проходе, не на сквозняке, а как бы в укрытии. У стеночки, в уголке и т.п.

А на ночь, если хотите провести ее спокойно, отнесите это место или положите еще одно к своей кровати. Тогда, если щенку будет грустно во время большой луны, вы сможете опустить вниз руку и почесать ему за ушком. Но помните, что это место он получает навсегда. И если собака в спальне вам не нужна, то оставьте его на ночь там, где ему положено будет находиться и закройте доступ в спальню. Ночью не обращайте внимания на скулеж и грустное цоканье когтей, держите себя в руках. Если сдадитесь, то продлите себе это удовольствие еще на несколько ночей.

Всегда лучше сразу сделать все правильно, показав щенку правила поведения в новом доме и настояв на их выполнении. Только для начала определитесь сами в этих правилах, все продумайте и потом только приносите щенка в дом. Всем собакам нужна последовательность действий, с которыми они довольно неплохо умеют мириться. Поэтому в дальнейшем настаивайте на том, чтобы щенок спал в отведенном ему месте и никогда не позволяйте укладываться там, где вам это не удобно.

Но, например, место под столом если ничем не занято, вполне может послужить вашему другу временным пристанищем, и если он там вам не мешает, не прогоняйте. Собака может в течении дня лежать где угодно, чтобы находиться поблизости к вам, но, разумеется кроме тех мест, где вам не захочется ее видеть. И если вы начинаете раздражаться, в десятый раз перешагивая через растянутую поперек коридора тушку, то смело прогоните животную на место. Не надо его жалеть и мириться с неудобствами. Помните, собака нужна нам для радости общения и совместного быта. А не мы ей для этих же целей. Мы им в любом случае в радость.

И еще одно. Никогда не ругайте и тем более, не наказывайте собаку на ее месте. Это важно. На своем месте она неприкосновенна. И часто нашкодившая морда спешит к себе на коврик, спасаясь от хозяйского гнева. У каждого в жизни должен быть свой родной безопасный угол. Но вы вполне можете покричать из кухни на этого хулигана в углу.

Приучаем к туалету.

Итак, после того, как щенка принесли домой и определили ему место, одно или даже несколько, может быть собственную персональную лежаночку и папин диван в кабинете, найдем ему место для туалета. Если щенок еще в младенческом возрасте пребывает, и ждет последней прививки, и когда закончится карантин, то недели 2 ему надо где-то делать свои делишки в вашем доме.

Очень советую приобретать щенка там, где заводчик уже сумел привить ему привычку к туалету на газетку или тряпку. Это существенно облегчит вам жизнь. Правда, бывает и так, что в питомнике щенок соблюдал чистоту, а у вас в доме растерялся и никак не может понять, что именно в том углу и на той тряпке его туалет. Наберитесь терпения и начните приучать его к порядку. В этом деле надо иметь много свободного времени, крепкие нервы и зоркий глаз. А также последовательность мышления.

Постелите газету в удобном для уборки месте и что самое главное, в месте ближайшего доступа для щенка. Т.е. туалет не должен быть на балконе, лестничной клетке и даже в другой комнате. Только там, где непосредственно живет щенок. Если он живет во всех трех комнатах, то либо постелить газеты в каждой комнате, либо ограничить его в передвижениях на первое время.

Забирая щенка у заводчика, не забудьте прихватить с собой в приданое описанную им хозяйскую газету или тряпочку. Это ценная вещица послужит ему меткой для собственного туалета в вашем доме.

Когда щенок прибыл домой, его следует сразу отнести в туалет, и положить туда же его метку. Пусть понюхает. Возможно он захочет тут же отметиться. Если нет, несите его дальше, знакомиться с хозяйством. Покажите его спальное место, миски, дайте попить и покормите. Обычно щенки хотят в туалет после еды, игры и после сна. Последите за ним в первое время. Хорошо бы поймать момент, и первую лужу в новом доме сделать там, где положено. Дальше будет проще. Если это получилось, прямо во время процесса хвалите щенка, говорите ему бодрым голосом комплименты, а потом угостите. Если лужа состоялась все-таки не там, где надо, ничего страшного. Не надо ругать ребенка. Берите его в руки, прямо писающего и несите на газеты. Спокойно и миролюбиво. Там хвалите, даже если он уже перестал писать. Затем окуните в несанкционированную лужу чистую газетку и отнесите ее на место законного туалета. Лужу тщательно замойте спец. средствами, чтобы не осталось ни следа, ни запаха.

Риджбеки очень умные, даже в нежном возрасте, и обычно довольно быстро принимают новые правила. Однако попадаются разные экземпляры. Особенно, на моем опыте, суки не спешат преуспеть в этих уроках. За такими надо следить внимательно первое время, и после сна и еды, периодически, относить их в туалет.

Понаблюдайте за щенком. Если после бурной игры он вдруг начинает крутиться на одном месте и принюхиваться, срочно хватайте и несите на газеты. И не забывайте хвалить, когда все получиться там, где надо. А ваше доброе слово станет для щенка бесспорной ценностью, если его еще и подкрепить кусочком чего-нибудь вкусного. Некоторые, особо сообразительные, потом так стараются, что начинают писать в два раза чаще, зарабатывая себе на жизнь таким нехитрым способом. Очень забавно смотреть на щенка, которой присел на газетку и честно старается выжать из себя дополнительные капли, заглядывая при этом вам в лицо, как прилежный первоклашка.

Практически та же система работает, когда придет время приучить щенка к улице. Однако к уличным делишкам щенки привыкают намного дольше, бывает что месяцев до 6. Не спешите избавляться от домашнего туалета. Всему свое время.

Подготовка к дрессировке
В этой рубрике мы постараемся помочь начинающим владельцам риджбеков правильно подготовить щенка к дрессировке и обучить его основным командам. Рекомендации будут даваться с учётом особенностей именно нашей любимой породы, и будут основываться на разных школах дрессировки. Мы также подскажем вам как правильно себя вести во время игр и самостоятельных занятий со щенком, какие моменты в поведении щенка нужно вовремя подкреплять и каким образом.

Цель этого курса – научить владельца устанавливать контакт со щенком, выработать у щенка желание учиться, сформировать у него базовые навыки для того, чтобы процесс дальнейшей дрессировки был более эффективен и приносил вам и вашему любимцу только радость!

Выбор положительного подкрепления

Что такое положительное подкрепление? Это своевременная (моментальная) награда за желательное поведение. Важно, чтобы награда за нужные вам действия была страстно желанна. Для этого нужно понаблюдать за щенком и определить, что более всего его радует, доставляет удовольствие. Это может быть либо лакомый кусочек, либо игрушка, либо ваша похвала.

Среди риджбеков чаще всего встречаются «пищевики», т.е. собаки, для которых награда едой – наиболее желанна.

«Игруны» встречаются намного реже. Здесь нужно понимать, что все щенки с охотой играют. Но только единицы буквально дрожат от нетерпения при виде любимой игрушки и готовы с ней просто не расставаться.

Есть и третий тип собак – они спокойно относятся к лакомству и не «игруны». Назовём их «независимые». Но в любом случае, для таких собак будет важно внимание и одобрение хозяина.

При выборе типа подкрепления надо учитывать ещё и тот факт, что желание играть в игрушки практически у всех риджбеков по мере взросления в той или иной степени снижается. Поэтому, если есть выбор между игрушкой или лакомством, я бы рекомендовала лакомство. Итак, вы проанализировали поведение своего щенка и выбрали тип подкрепления.

Для «пищевиков» определяем самое любимое лакомство, режем его на маленькие кубики. Размер лакомства должен быть таким, чтобы щенок, получая его в награду, не быстро наедался с одной стороны, а с другой чтобы хорошо ощущал, что попадает к нему в пасть и не мог подавиться. Обычно это кубики лакомства 1,5 х 1,5 см.

Для «игрунов» отмечаем любимый тип игрушки (мячик, ухватка, мягкая игрушка…).

Для «независимых» выбираем главное слово или действия, которыми будем хвалить, например «хорошо» + оглаживание.

И для «пищевиков» и для «игрунов» слово-похвала вторично, но также обязательно.

Важно отметить, что если щенок с удовольствием играет, то его можно поощрять как игрой с хозяином, так и лакомством, не забывая и похвалить.

Как правильно подавать команды и хвалить

Следующий этап подготовки владельца к процессу дрессировки заключается в обучении самого владельца правильно хвалить и подавать команды. Хвалить щенка нужно очень эмоционально. Именно своим настроением вы «заряжаете» щенка, заставляете его радоваться вместе с вами и наиболее доступно даёте ему понять, что вам нравится его поведение. Поэтому не скупитесь на эмоции и научитесь выражать бурную, непосредственную радость. Поощрительное слово лучше произносить всегда с определённой интонацией: не просто доброй, а именно восторженно-весёлой.

Интонация для команд должна быть другой. Важно произносить команды чётко, внятно, уверенно. Ни в коем случае не должен быть использован строгий (исключение – запрещающие команды) или угрожающий тон. Вы ведь не ругаете щенка, а только даёте поручение. Любое ваше недовольство щенком, или плохое настроение, никак не должны повлиять на тон, которым вы ему командуете. И если в случае с похвалой придётся научиться эмоции выплёскивать, то в случае команд – скрывать. Произносите команды всегда твёрдо, ровно, спокойно и позитивно.

Есть ещё одно золотое правило: не подавайте команду, если вы не сможете добиться её исполнения. Каждый раз, после произнесения команды, она должна быть выполнена щенком либо самостоятельно, либо с вашей помощью. В противном случае, у собаки очень быстро сформируется привычка игнорирования команд, и добиться стабильного послушания в таком случае, будет гораздо труднее.

Особенно важен данный принцип при обучении команде «ко мне». Более подробно об этой команде будет рассказано в следующей части, сейчас лишь посоветую не подзывать этой командой щенка на выгуле, если он бегает без поводка. Пока команда не сформирована и не закреплена, щенок может не послушаться, но повлиять вы на него не сможете. Произносите на выгуле команду «ко мне» только если щенок гуляет на длинном поводке и подтягивайте к себе, если не послушается. Если он гуляет свободно – подзывайте, называя кличку или любую другую фразу «где мячик», «иди сюда», «пошли домой» и т.д.

Продолжительность занятий

Третий момент, на который полезно обратить внимание перед началом занятий, это их количество, продолжительность и периодичность. Риджбеки – далеко не служебные собаки, у которых генами заложено желание угодить человеку, исполнять его приказы. Наша порода достаточно самостоятельна и не нуждается в постоянном активном контакте с человеком. Риджбеку приятно быть рядом с человеком, но не более того.

Кроме того, риджбеки не способны подолгу концентрироваться на чём-то одном. Им требуется частая смена впечатлений. Поэтому долгая отработка одного навыка просто исключена. На таких занятиях риджбеки быстро устают и начинают скучать. Более того, у них вырабатывается стойкая нелюбовь к занятиям, что не только значительно усложняет дрессировку, но и не позволяет добиться хороших результатов.

Занятия должны быть короткими, а перерывы – длинными и активными (игра, беготня). Отрабатывать навыки нужно часто сменяя один другим.

Например, 5 минут на отработку двух навыков, 10 минут перерыв. Ещё 5 минут на отработку двух других навыков, опять 10 минут перерыв. Приведённое время – условно, т.к. каждая собака имеет индивидуальные особенности. Главное, за время занятия собака не должна устать и потерять интерес, а за время перерыва – хорошо разрядиться.

В течение дня вы можете заниматься несколько раз, но всегда следите, чтобы глазки щенка светились интересом, мордочка улыбалась, а хвостик вилял.

Малейший намёк на грусть и скуку должен вам дать сигнал к тому, чтобы немедленно сделать перерыв, а следующее занятие сделать короче.

Игры со щенком

Игры со щенком имеют большое значение для его воспитания и дрессировки. Именно через игры идёт первоначальное знакомство и общение хозяина с его питомцем. Для того, чтобы возникающий контакт развивался и креп, нужно много и разнообразно играть со щенком. Обязательно предлагайте щенку разнофактурные игрушки, играйте с ним в перетягивание предмета, побуждайте его догонять и хватать игрушки, играйте с ним в футбол игрушками и т.д

Щенки риджбека очень активны и готовы играть очень долго, но предпочитают они веселиться именно со своими собратьями, а не с хозяином или игрушками. Частое и долгое общение с себе подобными на прогулках может привести к быстрому отказу щенка играть на улице с хозяином и игрушками. Такой отказ крайне нежелателен для дальнейшей дрессировки, поэтому я рекомендую владельцам обязательно играть со своими маленькими риджбеками не только дома, но и на прогулках.

Для первых прогулок выбирайте место, удалённое от «собачьих тусовок» и, конечно, хорошо защищённое от дорог. Занимайте внимание своего щенка на улице не только игрушками, но и собственным поведением. Хозяин должен быть щенку интересен именно в плане игры. Постарайтесь чаще удивлять щенка. Это можно сделать, издавая необычные звуки, принимая странные позы, убегая или прячась от щенка. Учитесь владеть вниманием своего четвероного ученика.

Но старайтесь не заигрывать щенка однотипной игрой. Любую игру или веселье заканчивайте в разгаре интереса. Пусть щенок не доиграет и страстно желает побегать за вами ещё, похватать игрушку и т.д. Ни в коем случае не допускайте того, чтобы щенок сам прекращал игру. Ведь риджбекам быстро надоедает что-то одинаковое. Прекращение игры по инициативе щенка говорит о том, что ему она скорее надоела, чем он устал. А наша задача развивать и поддерживать интерес к игре именно с хозяином.

Игры с четвероногими друзьями полезны для развития щенка, но время, проведённое в компании с хозяином на улице должно в разы превышать время, проведённое в играх со знакомыми собаками.

И ещё несколько слов о проблеме кусающегося щенка. Очень часто начинающие владельцы бывают сильно удивлены желанием щенка непременно кусаться. Он может кусать руки, обувь, хватать за брюки и т.д. Для щенка это привычная игра, а для вас может быть весьма болезненно. Отучать щенка кусаться в играх вам помогут игрушки, игнорирование и запрещающая команда.

Как только щенок будет пытаться вас покусывать, подставляйте ему в пасть игрушку. Переключайте его внимание с вашей руки на предмет игры, пусть кусает и треплет игрушку, можете поиграть в перетягивание или отбросьте её, побуждая щенка к погоне. При игре в перетягивание пусть ваш щенок остаётся всегда победителем. Немного потянув, отдайте щенку его добычу. Такие победы подстёгивают интерес щенка к подобным играм.

Иногда у хозяев не получается переключить особо настойчивого «кусаку» на игрушки. В таком случае попробуйте немедленно прекращать общение с щенком, как только он попытается вас кусать. Игнорируйте его попытки привлечь ваше внимание некоторое время. При возобновлении игры повторяйте игнорирование каждый раз при попытке вас укусить. Если игнорирование не возымеет действия и щенок продолжает вас атаковать, не обращая внимание на предлагаемые игрушки, придётся перейти к отрицательному подкреплению и запрещающим командам.

Отрицательное подкрепление

Как бы нам не хотелось договариваться с маленьким щенком только лаской или игрой, без отрицательного подкрепления не обойтись. Отрицательное подкрепление – это своевременное (моментальное) неприятное для собаки действие (развитие событий), в результате которого она вынуждена прекратить нежелательное поведение. Не всегда отрицательным подкреплением является непосредственное механическое воздействие на собаку. Отрицательное подкрепление не является наказанием и никогда не может быть «отложенным» во времени. Отрицательное подкрепление должно быть щенку понятно, но не должно сильно пугать. Маленьких щенков достаточно взять за шкирку и немного потрясти, ощутимо дёрнуть за ушко, чтобы они поняли, что вы недовольны. Эти действия ему хорошо знакомы и понятны, ведь именно так объясняла правила поведения его мама, когда он был ещё сосунком.

Применяя отрицательное подкрепление, нужно обязательно вводить запрещающую команду. Например «нет» или «нельзя». Обратите внимание, что при дальнейшей дрессировке вам понадобиться использовать команду «фу», которая означает запрет именно в отношении еды. Поэтому не используйте данную команду, если вы запрещаете щенку, например, лезть на диван (применяйте «нет» или «нельзя»). Или, если хотите забрать игрушку из пасти, скажите – «дай». Также применяйте «нет» или «нельзя» при желании щенка кусать вашу руку.

При отрицательном воздействии на щенка не забывайте произносить выбранную команду ровным, строгим голосом. И главное, за каждой запрещающей командой должна следовать активная похвала за правильные действия. Например, щенок стремится залезть на диван, вы произносите «нет», треплете его за шкирку. Как только он прекращает попытку, сразу должна следовать ваша восторженная похвала «хорошо, ай какой молодец!», плюс выбранный вами вариант положительного подкрепления (лакомство, игрушка). Возобновление попытки произвести нежелательное действие прекращайте повтором запрещающей команды.

Щенки быстро учатся понимать ваш строгий тон и запрещающую команду. Поэтому, воздействуйте на щенка физически, только если не срабатывает запрет командой. Будьте настойчивы и терпеливы. Если для того, чтобы особо упрямый щенок перестал лезть на диван, вам потребуется ему это запретить 50 раз подряд – вам придётся это сделать. Зато в следующий раз он вас поймёт намного быстрее.

Чем старше щенок, тем прочнее его психика. Поэтому в дальнейшем в качестве отрицательного подкрепления добавятся гремящий предмет и резкий рывок за ошейник. Наказывать с помощью хлопков свёрнутой газеткой или прутиком самый известный, но не самый лучший, как я считаю, вариант для «тонкой организации» риджбека. Упрямство, гордость и обидчивость у нашей породы в крови. Строгое слово и «собачье» наказание гораздо лучше воспринимается риджбеком, нежели битьё или любое другое насилие.

Тренировка внимания

Если вы читали литературу об особенностях породы родезийский риджбек, вы наверняка запомнили утверждение о том, что эти собаки не способны подолгу концентрироваться на чём-то одном. Действительно, внимание риджбека, можно сказать, мимолётно.

Ведь вокруг происходит так много всего интересного, нужно успеть увидеть, услышать и занюхать как можно больше! Всё и сразу – вот девиз наших рыжих!

Но для успешной дрессировки хорошая концентрация внимания просто необходима. Поэтому я рекомендую владельцам не только щенков, но и взрослых риджбеков – тренировать внимание своего питомца. Упражнения помогут развить контакт с собакой и будут хорошим подспорьем в обучении. Тренировка на внимание принесёт вашему щенку только положительные эмоции, ведь это дня него всего лишь приятная игра.

Начните первое занятие дома, перед очередным кормлением щенка. Приготовьте кусочки самого любимого лакомства или игрушку, если вы используете её в качестве положительного подкрепления. Привлеките внимание щенка и скормите ему несколько кусочков (5-10). Теперь возьмите в руку несколько кусочков и отведите её в сторону так, чтобы дотянуться или допрыгнуть до руки было нельзя. Щенок будет либо пытаться достать кусочек сам, либо выжидательно смотреть на руку. Вам нужно запастись терпением и оставаясь неподвижным, никак не реагировать на действия щенка вплоть до того момента, когда щенок переведёт взгляд с кусочка на вас. А он это обязательно сделает, рано или поздно. Это может быть лишь секундный перевод взгляда, но он будет. Вам нужно заметить его, немедленно похвалить и скормить все кусочки из руки. Повторите это упражнение ещё 1 раз, скормите из руки все кусочки и покормите щенка.

Если интерес к лакомству после отведения руки у щенка пропадает до такой степени, что он уходит, это значит, что щенок либо не голодный, либо его что-то отвлекает/беспокоит в данный момент, либо лакомство – это не его вид положительного подкрепления. Постарайтесь понять, что не так. Для того, чтобы тренировать таким образом внимание, нужна именно сильная заинтересованность собаки в получении от вас положительного подкрепления.

В дальнейшем нужно постепенно увеличивать количество упражнений. Когда вы добьётесь от щенка выжидательного взгляда вам в глаза сразу после отвода руки, начинайте постепенно увеличивать продолжительность этого взгляда.

Получив внимательный взгляд вашего питомца в домашних условиях секунд на 10, добейтесь того, чтобы щенок вообще не провожал руку. Т.е. как только у вас в руке появляется кусок – взгляд его должен вскидываться на вас, чтобы далее рука с лакомством не делала…

Переходите к упражнениям на улице. Причём на улице начните всё сначала. Т.е. с 1 секунды внимания и постепенно наращивайте до 10.

Возьмите за правило тренировать его внимание перед каждой дрессировкой. Это будет отличным способом настроить его на работу. Результатом таких занятий является навык концентрации внимания вашего риджбека именно на хозяине в ситуации, когда он ожидает положительное подкрепление. Собака будет меньше крутить головой по сторонам, когда вы будете работать с ней на расстоянии, будет ловить ваш взгляд, быстрее и чётче реагировать на команды.


следует продолжение...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Сообщение: 844
Зарегистрирован: 28.08.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.13 10:09. Заголовок: продолжение... Обуч..


продолжение...


 цитата:
Обучение команде «ко мне»


Почему команда «ко мне» очень важна и полезна, особенно во время прогулок с собакой, объяснять, думаю, не нужно. Подойти к обучению этой команде каждый владелец собаки просто обязан наиболее ответственно.

Приступая к обучению, вы должны помнить несколько основных правил:

- подход к хозяину должен быть всегда для собаки приятен и желаем, т.е. со временем подход по команде должен стать для собаки одним из видов положительного подкрепления. Зона возле хозяина должна быть всегда для собаки комфортна и желанна;
- чем чаще, вкуснее или интереснее хозяин будет подкреплять подход щенка, тем охотнее и быстрее щенок будет обучаться команде «ко мне»;
- команду «ко мне» нужно произносить в процессе обучения только тогда, когда хозяин может быстро скорректировать поведение щенка и добиться её выполнения;
- произносить данную команду желательно всего 1 раз, после чего она либо должна быть выполнена щенком самостоятельно, либо выполнение будет скорректировано хозяином;
- нельзя наказывать собаку, подошедшую на зов хозяина, ни при каких обстоятельствах. Если собака по команде «ко мне» прекратила нежелательные действия и подбежала к хозяину, она должна быть вознаграждена всегда.
От того, насколько точно вы будете следовать данным правилам, зависит успех обучения команде «ко мне».

Начинать учить подходу можно уже с первых дней появления щенка в доме. Не нужно на данном этапе вводить никакую команду. Достаточно поощрять за подход щенка к хозяину во время игры, за подход как реагирование на кличку.

Можно пользоваться любыми словами, после которых вы предполагаете подход, например, «или сюда». Побуждайте щенка к вам подбежать, присев на корточки, или отбегая от него, или привлекая игрушкой. Имейте у себя в карманах лакомство и поощряйте как можно чаще подход щенка по вашему зову. После того, как он подбежал, угостите, похвалите, поиграйте с ним. Будьте эмоциональны, покажите щенку, что вам самому очень нравится, что к вам подбежал ваш любимец.

Начав с щенком гулять на улице, обязательно продолжайте следовать этому же принципу. Если вы выгуливаете щенка не на специальной площадке для выгула, щенок должен быть всегда на длинном поводке. Пусть длина поводка позволяет ему бегать и играть с собаками или с вами, но другой конец поводка должен быть либо в руке, либо на земле возле вас.

И ещё важный момент. Прикрепите к ошейнику бирку с вашим контактным телефоном. Любая собака может потеряться, а щенок – особенно.

Итак, вашему щенку уже около 4-х месяцев, он гуляет, хорошо подходит на зов, когда его внимание привлечено, плохо, когда он увлечён чем-то или кем-то другим. Но за каждый подход на улице он получает отличное положительное подкрепление и никогда - наказание. Можно начать обучение подходу именно по команде «ко мне».

Начните вводить команду дома. Пристегните длинный поводок, пусть щенок какое-то время с вами поиграет. Затем, когда щенок находится на небольшом расстоянии от вас – возьмите в руку другой конец поводка (не натягивая его) и привлеките его внимание лакомством или игрушкой. Убедившись, что щенок вас услышал и обратил внимание, назовите команду «ко мне» радостным тоном, таким, каким вы обычно общаетесь с ним во время игры, присядьте на корточки, покажите новую игрушку, словом, произведите действие, побуждающее щенка к вам подбежать. Именно подбежать! Похвалите, поощрите, поиграйте. Если ваши усилия не увенчались успехом: щенок на вас глянул и решил, что заняться чем-то другим ему непременно надо сейчас, не повторяя команды, подтяните его к себе лёгкими рывочками. Прекратите использовать поводок сразу, как только щенок понял, что вы ждёте подхода и побежал в вашу сторону. Хвалите его в процессе и после подхода. После поощрения и игры, повторите это же упражнение. Можно перед подачей команды назвать кличку щенка. Но тоном голоса выделите команду ярче и веселее, чем кличку.

Повторяйте это занятие несколько раз в день, подзывайте щенка командой «ко мне» перед тем, как покормить. Главное не забывать: произносить команду один раз и только тогда, когда вы убеждены, что внимание щенка обращено к вам, а также имея возможность скорректировать его подход поводком.

Итогом ваших домашних занятий будет являтся то, что щенок связал команду с действием подхода и охотно к вам подбегает – поиграть, получить лакомство или еду именно после команды. Лучше не требуйте от щенка в период начала обучения обхода справа или фронтальной усадки. Пусть эта команда будет лёгкой, простой и весёлой. На начальном этапе важнее закрепить быстрый и позитивный подход к хозяину. Усложнять подход в соответствии с требованиями какой-либо школы дрессировки всегда будет проще, имея хорошо наработанный базовый навык.

После домашних упражнений приступайте к занятиям на улице. Выбирайте место, хорошо знакомое щенку и максимально лишённое посторонних раздражителей. Начинайте обучение ровно также, как и в домашних условиях и именно с нуля. На улице, даже если нет поблизости людей, собак, птиц, машин и т.д., щенка отвлекают звуки и запахи. Это нужно учитывать и не удивляться, если щенок сделает вид, что вообще не понимает, что надо делать по команде, хотя только что дома он отлично её выполнил. Начинайте пошагово обучать подходу по команде. На улице вам придётся чаще корректировать щенка поводком. Старайтесь это делать не грубо и не резко, но достаточно настойчиво. И хвалите щенка за подход намного эмоциональнее, чем дома.

Результатом этого этапа обучения будет являться реагирование щенка на команду «ко мне» на улице в спокойном месте. Безотказного исполнения не ждите. Щенок всё ещё мал, и требовать от него идеального послушания просто абсурдно. Главное, что теперь и на улице он охотно к вам подбегает по команде при отсутствии раздражителей, и подбегает после помощи поводком при наличии раздражителей.

Следующим этапом будет выработка подхода при обычных раздражителях, имеющихся в качестве естественного окружения на выгуле. Двигайтесь от простого к сложному. Т.е. научите щенка хорошо отзываться от наименее сильного раздражителя, после чего приступайте к следующему, более сильному. Успех данных тренировок будет выражаться в том, что щенок будет на улице отлично откликаться при отсутствии раздражителей, хорошо при слабых и иногда при сильных. При этом ваша команда «ко мне» будет исполнена либо щенком самостоятельно, либо скорректирована поводком.

Но это не значит, что на прогулке вы не расстаётесь с поводком. Если нет угрозы машин, если бирка на ошейнике есть, если место знакомо – отпускайте щенка бегать без волочащегося поводка. Но подзывайте его иначе: называйте кличку, «или сюда» и т.д. Ещё раз повторюсь: если вы не можете воздействовать на щенка, чтобы добиться исполнения команды, не подавайте её.

Период отработки подзыва достаточно длительный. Где-то с 6 месяцев я рекомендую продолжать занятия с инструктором. В идеале у щенка вот таким ненавязчивым способом к этому времени уже будет сформирован базовый навык, который опытный инструктор поможет вам доработать для достижения отличного исполнения команды «ко мне» при любых раздражителях и дополнить его требованиями, предъявляемыми выбранной вами школой дрессировки.

Хочу дать ещё один совет, который поможет вам в период, когда вы станете отрабатывать навык без поводка. Если собака, имеющая хорошо отработанный навык подхода, которую практически не нужно уже корректировать поводком, гуляя свободно, проигнорировала команду:

не повторяйте команду,
подойдите к собаке и примените отрицательное воздействие, которое вы обычно используете в качестве наказания за серьёзный проступок.
Если собака, не отреагировавшая на команду «ко мне», начинает от вас убегать, когда вы попытаетесь к ней подойти, играть и т.д., полностью проигнорируйте её весёлый настрой, медленно, но упорно продолжайте к ней подходить, смотря в упор, как бы давя её взглядом. Обычно, собака, побегав какое-то время, сдаётся и позволяет к себе подойти, принимая позу подчинения. Подойдите и накажите. Но сразу после наказания отпустите её в свободный полёт, а потом ещё раз подзовите весёлым голосом. Если собака послушается – подарите ей море положительных эмоций, дайте гору лакомства, поиграйте в любимую игру. Покажите ей, как вы рады, что она послушалась.

И ещё один момент. Если собака в любой из этапов обучения проигнорировала команду, но потом всё-таки подошла сама – не поощряйте, но и не ругайте её. Просто покажите, что подойти к вам это обычное дело. А вот подойти по команде сразу – это настоящий праздник!

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РИДЖБЕКА НЕ ПОДБИРАТЬ ЕДУ НА УЛИЦЕ

С проблемой поедания всяких бяк на улице сталкивается каждый владелец щенка любой породы. Но породы, у которых сильны охотничьи инстинкты, чемпионы в этой области! И наши риджбеки как раз относятся к этой категории собак. Правильный и полезный инстинкт по добыванию еды в дикой природе, в городе, к сожалению, может стоить собаке жизни… И, думаю, вы будете не в восторге, если собака будет воровать вашу еду со стола на кухне. Таким образом, ещё одной важной командой в условиях города для наших собак должна стать команда «фу!». Но, отучая собаку подбирать с земли ароматные объедки, нужно помнить, насколько трудно ей отказаться от того, что положено делать природой… Моя статья поможет начинающим владельцам сформировать правильное отношение собаки к еде на улице и, надеюсь, облегчит обучение запрещающим командам «фу» и «брось».

Кухня – это «святое»!

Для того, чтобы максимально упростить сложнейшую задачу отучения от подбирания и воровства, я рекомендую с первого дня появления щенка в доме выполнять простые правила:

- тщательно следите за тем, чтобы в вашем доме никогда на полу не валялись кусочки еды;

- не давайте щенку еду со стола. Всё, чем вы хотите угостить вашего щенка, вы должны класть только в его миску;

- если вы случайно уроните кусочек еды на пол, постарайтесь не дать щенку этот кусочек съесть. Быстро наступите на него ногой, накройте рукой, преградите щенку дорогу стулом, т.е. любым способом воспрепятствуйте. Помните, каждый подобранный с пола кусок положительно подкрепляет это нежелательное действие и усложняет вам задачу. Поднимите кусочек и выбросите его на глазах у щенка;

- никогда не позволяйте щенку ставить лапы даже на стул возле кухонного стола. А уж тем более – на любой стол: кухонный, журнальный, разделочный… Убирайте его лапы и говорите спокойным, но твёрдым голосом «нет» ровно столько раз, сколько он захочет эти лапы поставить;

- полностью исключите нахождение щенка на кухне в ваше отсутствие. Уходя – закрывайте на кухню дверь, а находясь в другой комнате, следите за щенком и не пускайте его на кухню: привлеките его внимание игрушкой, игрой с вами, неожиданным звуком, займите его. Пусть он будет у вас на глазах.

Если вы и все члены вашей семьи постараются соблюдать эти правила, впоследствии кухня, даже с самой желанной для собаки едой на столе, не будет ей интересна.

Я никогда не закрываю двери на кухню и могу оставить на столе любую еду. Оба моих взрослых риджбека просто не заходят на кухню, если там нас нет, в том числе и в период нашего отсутствия. Пока они были щенками и взрослели – ничего, кроме вышеперечисленного, я не делала. При этом, отучить подбирать на улице старшего мне было гораздо проще, чем младшего. Страсть к подбирательству у младшего была гораздо сильнее. Но дома с ним проблем не возникло вообще.

Итак, у вас дома появился щенок, вы пока не гуляете и ждёте прививку или на карантине после неё. Вы следуете моим правилам, но этого недостаточно! Важно начать делать ещё до выхода на улицу некоторые упражнения, чтобы в дальнейшем процесс обучения правилам поведения пошёл быстрее и эффективнее.

Подготовительные игры.

Игра «Получи вкусняшку!»

Отменный аппетит щенка и его возрастной настрой на впитывание и запоминание – ваши помощники!

Сядьте на пол, возьмите в кулак горсточку еды (проще – сухой корм).

Заинтересуйте щенка зажатым в кулаке кормом. Он принюхается и попытается достать корм из кулака. Не разжимайте пальцы до тех пор, пока щенок не оставит попытки «откопать» корм. Что бы щенок не делал – просто молча сидите и не открывайте кулак.

Рано или поздно он устанет и отвлечётся на что-то другое. Как только он отвернётся от кулака – весело его похвалите и дайте один кусочек из другой руки. Щенок съест и продолжит выковыривать корм из кулака – но кулак сжат. До следующего отвлечения. Как только отвлёкся – похвала и отдаёте ещё один кусочек. Ваша задача добиться того, чтобы щенок всё чаще и чаще отвлекался от «копания» или «выгрызания» корма из кулака.

Цель занятия – щенок ест только ту еду, которую вы ему даёте в момент отвлечения от кулака с кормом.

В идеале, после многих таких упражнений, щенок, видя кулак с кормом, не будет на него бросаться, как в первый раз, вместо чего – посмотрит на вас!

Если вам это удалось, поздравляю! Вы сделали маленький шажок к отучению подбирать и огромный – к установлению контакта! И вы именно за взгляд вам в глаза отдалите всё, что припасено в другой руке! И далее будете подкреплять уже не просто отвлечение от кулака, а этот вопросительный взгляд!

Игра «Не смотри на вкусняшку!»

После того, как у вас получилась первая игра, пора усложнять задачу! Вы опять на полу, корм у вас в кармане, щенок с вами в контакте, т.е. чего-то от вас ждёт. Положите кусочек корма на пол. Щенок немедленно попытается его съесть. Не позвольте ему это. Просто молча накройте кусочек ладонью. И держите ладонь на полу по аналогии с первой игрой – до малейшего отвлечения от ладони. Отвлёкся – быстро хвалите и давайте ему другой рукой кусочек из кармана.

Щенок съест кусок из вашей руки и снова проверит накрытый ладонью кусок (попытается достать его снова). Но вы спокойны и непреклонны: ладонь не даёт до кусочка добраться. Как только щенок отвлёкся, ура! Вы немедленно хвалите его и даёте кусок из кармана. Теперь вы добиваетесь того, чтобы щенок потерял интерес к куску, который лежит на полу, накрытый ладонью.

Когда его попытки достать кусочек из-под ладони прекратятся, вы попытаетесь убрать ладонь с куска. При малейшей попытке схватить кусок с пола – ладонь сразу его накрывает. Теперь ваша задача добиться того, чтобы вы смогли открыть кусок на полу, а щенок прекратил попытку к нему рвануть и съесть.

Правильный результат такой игры – вы кладёте кусок на пол, а щенок смотрит на вас или на ваши руки, из которых он получает кусочки. Его теперь не интересует кусок на полу, потому что все его попытки схватить «неправильный» кусок не увенчались успехом. Зато он легко и непринуждённо получает кусочки из вашей руки, когда смотрит на вас, а не на кусок на полу!

Так мы формируем привычку: то, что лежит на полу не стоит пробовать съесть, потому что всё равно не дадут. Лучше охотиться за тем, что в руках хозяина, ведь для этого нужно просто на него посмотреть! Если у вас получилось научить щенка не трогать кусок на полу вблизи вас, пробуйте положить его подальше. Как только вы дойдёте до расстояния, с которого не сможете успеть накрыть ладонью или ногой кусок, если щенок снова попытается его съесть, начните использовать на занятиях поводок. Вы держите щенка на свободном поводке, но так, чтобы иметь возможность немедленно его натянуть, чтобы он не смог подойти к кусочку на полу. И снова – вы каждый раз его хвалите и кормите за то, что он отворачивается от куска на полу и переключается на вас. Если у вас всё получилось, то, значит, вы можете сделать шаг в сторону, положить кусок на пол, а щенок последовал за вами и ждёт кусочек из руки.

Игра «пройди мимо вкусняшки!»


Используя поводок, вы стимулируете двигаться щенка в сторону куска, лежащего на полу (неправильного куска), пресекая его попытку понюхать или схватить, натягивая поводок, и поощряя кусочком и похвалой каждое игнорирование. Если все предыдущие этапы игр у вас прошли успешно, щенок очень быстро перестанет реагировать на лежащий на полу кусочек, вместо чего будет смотреть на ваши руки, а в идеале – вам в глаза. Походите мимо куска, проводите щенка всё ближе-ближе к кусочку, чтобы он практически на него наступал. И не забывайте постоянно хвалить и кормить его за внимание к вам. Если всё получается, меняйте вид кусочка, пусть теперь это будет не крупинка корма, а кусочек хлеба, то большой, то маленький, то кусочек мяса и т.д.

Повторюсь, все эти упражнения-игры можно и нужно делать сначала дома до первого выхода щеночка на улицу. Не нужно терять время и упускать самый обучаемый возраст! Формируйте полезные привычки и налаживайте контакт!

Что делать на улице?

Как только пришла пора выходить на прогулки, обычно хозяева много внимания уделяют обучению туалету на улице. Но поверьте мне, это не самое важное! Рано или поздно все собаки привыкают соблюдать чистоту в доме, даже без специального обучения. Однако, всем нам хочется побыстрее избавить свои апартаменты от луж, поэтому то, чему нужно действительно много уделить внимания – отношению к корму на земле, обычно поначалу упускаем из вида. И только когда щенок много-много раз закусит на прогулке ароматной тухлятиной, уже привыкнет так делать, хозяин спохватывается. Но поезд уже ушёл! Щенок много раз подкрепил нежелательное действие положительно – угостился! Теперь отучить его от этого во много раз сложнее!

Мой совет: постарайтесь заранее найти место для первых прогулок, где нет разбросанной еды. Ведь уследить за щенком на улице сложнее, а каждый съеденный с земли кусок будет только отдалять вас от намеченной цели. Предложенные мною игры продолжайте практиковать дома. Как только дома есть хороший результат – нужно начинать играть на улице, причём, начав всё сначала, т.е. с первой игры. За пределами вашей квартиры или дома простирается огромный новый мир, поэтому всё, чему вы так хорошо научились дома, здесь может не работать вообще. Слишком много других отвлечений. Начинайте всё сначала, потихоньку, маленькими шажками, последовательными этапами…

Мой младший риджбек в 4 месяца спокойно бегал по разбросанному на земле корму, не пытаясь его съесть и глядя на меня в ожидании кусочков из рук. Но, в тоже время, не мог спокойно пройти мимо окурка, жвачки, обёртки от съестного и прочих несъедобностей. Кроме того, испытывал страсть к хлебу, который старушки разбрасывают на крышки люков для подкормки птиц. На поводке этот хлеб его не интересовал, но без поводка – он совершал набеги на люки и отнимал у птиц «хлеб насущный». При этом моя собака не интересовалась мусорными баками и всем тем, что вокруг них съестного и не очень бывает разбросано! Упражнения, которые мы с ним делали, были, несомненно, полезны, но их, конечно, было недостаточно, чтобы отучить насовсем от подбирательства.

Команда «Брось!»

Большинство из вас слышали, что существует команда «фу!». Она в бытовом понимании означает для собаки – не бери. Для жизни, кроме команды «не бери» (фу) крайне полезна команда «брось», а чаще её называют «плюнь!». И эту команду я рекомендую выучить в первую очередь. Пока идёт процесс отучения от подбирательства, совсем исключить хватание, например, ароматных косточек, на улице будет невозможно. Вам пригодится команда «брось» чтобы уберечь щенка от заглатывания всякого рода подобранных объедков.

Итак, учим щенка выплёвывать из пасти что-то, чего там не должно быть. Для этого тренируемся сначала на вещах домашнего обихода, которые ваш сорванец будет обязательно пробовать на зуб. Это может быть мочалка, ваш носок, пульт от телевизора, в общем, всё то, с чем не следует собаке играть, и что вы в любом случае будете у щенка отбирать, пока он не научится играть только со своими игрушками. Совмещаем, так сказать, приятное с полезным. Отберите у щенка нежелательный предмет: удерживая его одной рукой, скажите твёрдым голосом «нет», а затем, говоря команду «брось» или «плюнь», выньте у щенка из пасти «добычу». Это сделать просто, нужно только, запустив руку в его пасть, нажать на корень языка. Он сделает инстинктивное движение по выталкиванию предмета из пасти. Это то, что нужно. Похвалите щенка и дайте ему его игрушку, поиграйте с ним. И делайте так каждый раз, когда увидите, что щенок держит в пасти что-то неподходящее или запрещённое. Не забывайте говорить команду «брось» именно перед нажатием на корень языка. И каждый раз заменяйте отобранный предмет на игрушку. Очень быстро вы обратите внимание, что щенок всё легче и охотнее будет относиться к процедуре вынимания предметов из пасти. Значит, пришло время двигаться дальше. Когда в очередной раз что-то неправильное окажется в зубах у щенка, возьмите лакомый кусочек, поднесите кусочек к мордочке и скажите «брось!». Это должно сработать и ваш ученик сам охотно выплюнет предмет, чтобы получить вкусняшку. Если же он замешкается, то лишь поднесите свои руки к пасти, делая вид, что сейчас сами начнёте вынимать предмет. Щенок обязательно выплюнет сам. Если получилось, ура! Вы его хвалите сильно-сильно! Он уже понимает значение этой команды.

Теперь вы начинаете забирать у него нежелательные предметы без каких-либо усилий, лишь говоря команду «брось!», и меняя выплюнутую добычу на другую, более вкусную, которую вы каждый раз будете ему предлагать. Теперь процесс будет выглядеть как обмен. Вы меняете что-то, чем щенок заинтересован, на что-то съедобное. Переносите этот опыт на улицу. Но опять помните, что поначалу придется снова вынимать всякие бяки принудительно, т.е. последовательно добиваться все того, что отлично получается дома.

Команда «фу!»


Наконец, мы подошли к основной команде, запрещающей подбирать с земли что бы то ни было. Здесь хочу сделать некоторое отступление. Все собаки – разные, и страсть к подбирательству у всех есть в разной степени. Есть собаки, которые выходят на улицу с целью поиграть, побегать или переметить всю округу. Они специально не ищут еду на улице, хотя, если наткнутся, то, конечно, обязательно захотят съесть, если не отучить. А есть так называемые «пылесосы». Вот такие собаки выходят на улицу именно на поиски еды…. Они ищут и успешно находят всё, чем люди активно засоряют наши дворы, парки и даже леса. Сразу скажу: это – тяжёлый случай. Можно испробовать массу способов отучения, в том числе очень жёстких, но так и не добиться результата. Единственное, что поможет гарантированно – это поводок и ваше внимание. Или – намордник. С другой стороны, руки тоже опускать нельзя. Я уверена, что если с малолетства со щенком правильно заниматься, собакам, для которых подбирательство представляет собой сильнейшую страсть, это поможет если не убрать навсегда проблему, то значительно сгладить.

Итак, будем считать, что у вас растёт не патологический «пылесос», а вполне нормальный пёс. И считаем, что вы его уже подготовили к обучению новой команде. Есть множество способов обучения, я опишу самые основные.

Обмен на лакомство


Выбираете место на улице, где вы будете обучать щенка. Попросите кого-то из знакомых заранее раскидать там лакомые кусочки, например, слегка «подгулявшее» мясо. Будет лучше, если вы будете знать, где они лежат, т.е. будете присутствовать при раскидывании, но, ни в коем случае не делайте это сами. На кусках, валяющихся на улице, не должно быть запаха хозяина. Припасите на прогулку лакомство, которое будете использовать в качестве поощрения. Приведите щенка на поводке в это место, подойдите к первому куску, внимательно следя за щенком. Как только он принюхается к кусочку на земле, уверенно, но достаточно спокойно скажите «фу!», одёрните щенка и немедленно поднесите к его носу кусок из своего кармана, начните хвалить его сразу, как он отвлечётся от куска на земле. Отойдите от куска на земле, продолжая занимать внимание щенка, поиграйте минутку. Если щенок будет продолжать поворачивать к месту, где лежит кусок, каждое его отвлечение от вас сопровождайте лёгким подёргиванием поводком и «уводите» нос щенка своим кусочком. После того, как щенок полностью отвлечётся – снова подойдите к куску и всё повторите. Таким способом вы объясняете собаке, что команда «фу!» - это сигнал к получению лакомства от хозяина! Это гораздо интереснее и понятнее собаке, чем простое запрещение. Вы предлагаете альтернативу, которая ничем не хуже найденного куска, а даже лучше, т.к. кроме съестного, щенок получает от вас одобрение, положительные эмоции и игру! Не забывайте говорить команду «хорошо!» в момент отвлечения от «добычи» и переключения на вас. И не жалейте лакомства для поощрения. Сделайте пару-тройку подходов к одному куску, а затем, если есть прогресс и щенок после команды «фу» и одёргивания будет на вас охотно переключаться, подойдите ко второму. Повторяйте всё тоже самое на обычных прогулках, запрещайте ему подобным же способом подбирать с земли всё нежелательное. Если вы всё делаете правильно, щенок скоро будет реагировать на вашу команду, не дожидаясь одёргивания и это отлично! Значит, он всё усвоил. Но не забываем, что мы учим этой команде только тогда, когда можем щенка контролировать, т.е. только на поводке! Перейти на контроль собаки без поводка можно после того, как он охотно отвлекается от куска на земле только по команде, без рывка поводком.

«НЛО»

Это – в прямом смысле для собаки именно неопознанный летающий объект («НЛО»): что-то, что воздействует на собаку извне, т.е. не от хозяина. Этот предмет должен быть небольшим, чтобы умещаться в карман, должен быть достаточно громко звенящим и в меру тяжёлым. Некоторые используют жестяную банку из-под леденцов с монетками внутри, другие - строгач или рывковую цепочку, или даже банальную связку ключей. Итак, снова просите помощника разбросать лакомые куски. Идёте в это место с собакой без поводка, как только щенок принюхался – вы говорите «фу» и кидаете в него гремящий предмет. Вы должны обязательно попасть им по корпусу собаки. Щенок отскочит, вы немедленно его хвалите и привлекаете кусочком в своей руке. Идёте к следующей «закладке» и всё повторяете.

Если собаке этот метод помог, в дальнейшем вам не надо будет кидать в неё «нло», звякающий звук уже будет запрещающим сигналом. Если собака немедленно не среагировала на команду «фу», достаточно будет просто погреметь в кармане связкой ключей, чтобы заставить выполнить команду.

«НЛО» с помощником

Всё тоже самое, только ваш помощник с «НЛО» прячется за деревом вблизи куска и в момент принюхивания щенка – кидает в него предмет. Кому-то помогает. Но кто-то, зная, что за деревом человек, и вовсе в следующий раз к куску не подойдёт. А там, где никого нет – съест кусок, не моргнув глазом. Тоже не панацея.

Моему старшему псу хватило всего одного попадания строгачом, чтобы он не только запомнил навсегда команду «фу», но и вообще потерял интерес к съестному на земле. Более того, если он не слушался на улице других команд, бряцание связкой ключей его немедленно заставляло послушаться. Это пример отлично сработавшего принципа «НЛО».

Но есть и такие экземпляры, для которых этот метод вообще не действует. В частности – мой младший пёс. В него можно было попасть чем угодно и как угодно больно… он в лучшем случае оборачивался узнать, что это прилетело, после чего продолжал есть, в худшем – вообще не переставал есть! Поэтому с ним был более долгий и более сложный процесс. И, несмотря на то, что съесть что-то на улице для него всё-таки не самоцель, но решить проблему подбирательства я смогла только постоянным контролем. Как только я замечаю, что собака увлеклась запахом, немедленно подзываю, хвалю и даю лакомство, отвлекаю от «злачного места» либо игрой, либо командами, за которые также он получает вкусняшки.


Правда такова, что но не всем и не всегда удаётся полностью отучить собаку подбирать с земли. Тем не менее, можно этот процесс максимально упредить, контролируя собаку зрительно и отвлекая командами.

Команда «фу!» из курса ОКД


Если вы ответственный хозяин, вы должны будете обязательно пройти курс ОКД на дрессировочной площадке и сдать экзамен. Команда «фу!» из курса ОКД учится следующим образом.

Вы усаживаете щенка, запасаетесь лакомством. Даёте щенку первый кусочек на раскрытой ладони, опустив руку до уровня груди щенка. Щенок так съедает три кусочка, а вот давая 4-й, вы, опустив руку с кусочком до груди собаки, говорите «фу» и не даёте съесть кусок, пряча его в кулак. Рука продолжает быть на уровне груди. Как только щенок уберёт нос от кулака – вы, ничего не говоря – раскрываете ладонь, но при попытке взять кусок – снова «фу» и кусок прячете в кулак. Добиваетесь такого результата, когда щенок перестанет делать попытки взять кусок с раскрытой руки. Убираете руку. Снова на раскрытой ладони даёте кусочек и молча позволяете его съесть. Ещё один кусочек едим, а следующий – запрещаем тем же способом.

Здесь важно запомнить. Вы должны начинать упражнение с того, что щенок съест несколько кусочков с вашей ладони, затем один кусок запрещаете, и далее ещё несколько позволяете съесть. Собаке не нужна позволяющая команда для того, чтобы взять лакомство из ваших рук. А вот запрета на определённый кусок она должна слушаться.

Обычно, данная команда хорошо усваивается собакой на занятиях ОКД, но, к сожалению, выполнение такой команды нисколько не гарантирует решение проблемы подбирательства.

Надеюсь, что предложенные варианты подготовительных игр и способы отучения от подбирательства вам помогут, и ваш четырехлапый ученик вырастет послушным, а лакомство в кармане хозяина для него будет представлять гораздо больший интерес, чем мусор на улице!

Автор А. Евменова.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 25
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет